Маркировка предметов одежды и обуви вводится поэтапно

Переход на систему маркировки в России осуществляется поэтапно, обязательная маркировка некоторых предметов одежды и постельного белья вступила в силу в России с 1 января 2021 года.

 

В этот перечень, как рассказала генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, входят предметы одежды, включая рабочую, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, блузки, пальто, полупальто, плащи, куртки, включая лыжные, ветровки, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное бельё.

В 2021 году мужчины стали покупать в 2 раза больше одежды, а расходы женщин почти не изменились

Кроме того, с 2020 года подлежат обязательной маркировке следующие товары:

  • Одежда из натуральной или композиционной кожи (ОКПД 2 - 11.10);
  • Блузки, рубашки и батники, женские или для девочек трикотажные или вязаные (ОКПД 2 - 14.13);
  • Пальто, дождевики, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные текстильные изделия мужские или для мальчиков, кроме трикотажных или вязаных (ОКПД 2 - 13.21);
  • Пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных (ОКПД 2 - 13.31);
  • Белье постельное (ОКПД 2 - 92.12);
  • Белье столовое (ОКПД 2 - 92.13);
  • Белье туалетное и кухонное (ОКПД 2 - 92.14).

В России предложили распространить маркировку на товары лёгкой промышленности

Маркировка меховых изделий проводится в соответствии с постановлением правительства об обязательной маркировке шуб, которое вступило в силу с 12 августа 2016 года.

При этом, с 1 июня 2019 года информационная система маркировки изделий из меха перешла в единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

Кроме того, с 1 июля 2020 года введена обязательная маркировка обуви.

Внедрением единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак» занимается Центр развития перспективных технологий.

Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) обратилась в Минпромторг с предложением расширить перечень товаров лёгкой промышленности, подлежащих маркировке. АКОРТ в своём предложении выделяет несколько групп товаров: в первую группу вошла, например, верхняя одежда из фетра и одежда из искусственного меха, во вторую группу — спортивные костюмы, свитеры, пуловеры, кардиганы, в третью — шали, шарфы, вуали, галстуки, шейные платки.

У ЦРПТ ещё нет точных данных о том, какая именно продукция будет обязательна для маркировки с нового года.

Инициатива АКОРТ основана на том, что продавцы вынуждены одновременно торговать маркированными и немаркированными товарами, и это усложняет работу и приводит к дополнительным издержкам.

Расширение номенклатуры для обязательной маркировки в 2022-2023 годов сокращает сроки переходного периода, и делает сам процесс внедрения более напряжённым и интенсивным.

Введение маркировки требует от игроков рынка изменения бизнес-процессов, особенно системы учёта и планирования. Это сложная работа, которая зависит не только от компаний, но и от качества и технологичности работы исполнительного органа системы «Честный знак» и ЦРПТ.

Но для государства и покупателей в ракурсе среднесрочной и долгосрочной перспективы это должно принести преимущество, так как обеспечивает равные условия для всех производителей, обеспечивает прослеживаемость товаров.

Маркировка позволяет проследить не только составы, но и производителей, соответственно, подтвердить происхождение, что по мере её внедрения будет очищать рынок от контрафакта, оборот которой в России по итогам 2020 года составил около 5,2 трлн рублей в непродовольственном секторе по данным Роспотребнадзора и Росстата. Это сопоставимо с 4,7% ВВП страны.

Наиболее подделываемые товары – детские игрушки, одежда и обувь. Объектом контрафакта является не только сама модель и её дизайн, но и бренд-праводержатель торгового знака, потому что уровень спроса соотносим со спросом как на конкретную категорию одежды, так и на бренд.

Как маркировка может повлиять на цены? Естественно, переход на новые бизнес-процессы требует дополнительных средств и дополнительных специалистов с новыми навыками и квалификацией у всех перечисленных выше звеньев индустрии. Себестоимость маркировки на одно изделие 20-25 рублей.

Но сегодняшняя реальность такова, что общество существует в новом мире эпидемиологических ограничений, которые создают внеплановые форс мажорные ситуации.

Рост стоимости международных грузоперевозок не поддаётся контролю, и дополнительные задачи по маркировке — это один из факторов, который также влияет подорожание логистики.

Введение обязательной маркировки вынуждает корректировать маршруты доставки, создавать дополнительные техцепочки как у производителей-поставщиков, так и в портах загрузки и разгрузки.

При этом этап внедрения неизбежно означает рост ошибок при таможенном оформлении импортируемой продукции, что увеличивает прямые переменные расходы и увеличивает транзитные сроки доставки в разрезе производственного планирования.

И это всё косвенное влияние введения маркировки, которое «растворено» в бизнес-процессах за рамками её «сухой себестоимости» 20-25 руб.

При этом, официальная позиция государства такова: рост цен на продукцию для потребителей после введения обязательной маркировки не должен быть выше предельного допустимого значения, установленного государством в течение 6 лет с момента её предполагаемого внедрения.