Как вы оцениваете долю контрафакта на рынке?

Константин Бондаренко, заместитель генерального директора компании BMJ-logistics

По оценкам экспертов, доля незаконного оборота товаров легкой промышленности в России составляет от 20% до 50%. Термин «контрафакт» нужно понимать несколько шире, чем просто подделка. Товары, которые ввезены на территорию РФ вполне легально, но на них нанесен товарный знак или логотип без разрешения со стороны правообладателя также является контрафактом.

Какого рода технического переоснащения производства потребует введение обязательной маркировки?

К.Бондаренко: Введение обязательной маркировки потребует от производителей, импортеров и ритейлеров полного технического переоснащения. Им предстоит перестроить процесс работы, в первую очередь это касается закупки специального оборудования и программного обеспечения для реализации процесса нанесения маркировки.

Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne + Nagel Россия

Для введения обязательной маркировки потребуется наладка систем приема, печати и учета кодов DataMatrix на производстве, поскольку подразумевается индивидуальный учёт каждой единицы товара.

Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic

В зависимости от размера производства и специфики упаковки отдельных товарных групп участникам рынка доступны различные решения. На малых и средних предприятиях могут использоваться мобильные или стационарные термотрансферные принтеры, на крупных фабриках, которым требуется полная автоматизация процесса, - станции сериализации с автоматическим контролем ошибок печати, встраиваемые в производственные линии.

Также необходима установка программного обеспечения, позволяющего работать с кодами маркировки, или доработка существующих систем учета.

Каков процент предприятий готовы отказаться от участия в обязательном процессе маркировки? А тех, кто готов перенести производство/часть производства в другие регионы?

К.Бондаренко: Мы специализируемся на клиентах fashion–сегмента и на данный момент на рынке нет компаний, готовых отказаться от участия в данном процессе, а также тех, кто переносит производства в другие регионы. Безусловно, введение маркировки приведет к росту цен на товары легкой промышленности, но глобальных изменений на рынке мы не прогнозируем.

И. Головко: В России немаркированный товар не будет в свободном обращении, соответственно, неучастие в маркировке равноценно уходу с рынка.

А.Мисаилов: Отказаться от участия в обязательной маркировке – это значит закрыть бизнес или убрать из ассортимента продукцию, которая законодательно попадает под критерий обязательной маркировки. По моему мнению, это может коснуться небольшие частные компании со слабой логистической и IT - организацией. Крупный бизнес пытается взвалить проблемы маркировки на плечи поставщиков, наделив их своим собственным IT - решением по Track&Trace. Но получается это далеко не всегда, поскольку на поверхности остаётся несколько важных моментов. Первый из них стоимость, поскольку трудовые затраты по самой маркировке в РФ гораздо меньше по сравнению, например, со странами Европы. Также немаловажен вопрос качества, так как полной уверенности, что поставщик нанесёт правильный код маркировки на товар нет, и вся ответственность лежит на импортёре. И, наконец, экспорт в РФ у многих компаний составляет небольшую долю в портфеле общей внешней торговли с другими странами. Ради РФ никто не будет менять общий уже существующий процесс отправки грузов.

Какие альтернативы рассматривают предприятия в случае невозможного переоснащения производства для участия в процессе маркировки?

К.Бондаренко: Использование отдельно выделенных площадок, которые предназначены для маркировки товаров. Предприятия не готовы вкладывать деньги в оборудование и перестраивать привычную схему работы. Мы прогнозируем, что большая часть потока товаров легкой промышленности будет проходить через маркировочные центры, расположенные в Европе, Азии и России.

И.Головко: В случае невозможности переоснащения производства, а также в случае импорта товаров малыми партиями (когда переоснащение невыгодно), предприятия рассматривают возможности маркировки продукции на складах в Европе перед ввозом в РФ, а также на таможенных складах в России, но до выпуска товара в обращение.

 А. Мисаилов: В качестве основной альтернативы рассматривается передача операций на аутсорсинг складским и логистическим провайдерам, специализирующимся на стикеровке и переупаковке товаров.

Если говорить об иностранных производителях, не все компании готовы перестраивать международные бизнес-процессы. В таком случае задача по нанесению маркировки на товары зачастую ложится на плечи импортеров, а так как коды идентификации должны быть внесены в декларацию на товары при выпуске для внутреннего потребления, все больше участников рынка предпочитают осуществлять маркировку на складских платформах подрядчиков в странах Азии и Евросоюза. Также востребованы услуги маркировки на таможенных складах на территории РФ.