О предварительных итогах, перспективах проекта маркировки товаров и не только, рассказывает Андрей Захаров, советник генерального директора компании Такском

 

R&L: В России постепенно внедряется единая система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК». К 2024 году она должна охватить все отрасли промышленности. Как вы считаете, насколько оправдано введение подобной системы – тем более для всех категорий товаров?


А. Захаров: Очевидная цель внедрения системы маркировки – борьба с контрафактными продуктами и товарами. Это выгодно не только потребителю, но и бизнесу: можно узнать, от кого такая продукция пришла, сделать выводы, с какими контрагентами и поставщиками работать дальше, а с какими нет.

Однако есть и менее очевидная цель, которая, тем не менее, потенциально обеспечит более весомый эффект. Мне кажется, гораздо важнее, что для оборота маркированного товара многим участникам рынка придётся совершенствовать и упорядочивать свои бизнес-процессы. В конечном итоге это приведёт к повышению эффективности и качества их деятельности. Многие от маркировки выиграют, а именно – те, кто захотят перенять новые технологии, вложиться в новое оборудование, которое впоследствии поможет облегчить им работу.

Поэтому я думаю, что внедрение системы маркировки оправдано и достаточно своевременно.

R&L: Следите ли вы за процессом внедрения системы «Честный ЗНАК»?

А. Захаров: Конечно, Такском пристально следит за процессом внедрения системы маркировки. Компания стояла у её истоков, участвуя в пилотном проекте по маркировке табака. С тех пор выработан колоссальный опыт в методологии и автоматизации процессов. При этом Такском задействован в системе одновременно и как оператор фискальных данных, и как оператор электронного документооборота.

R&L: Каковы промежуточные итоги в тех категориях продукции, где система уже почти внедрена (например, обувь, табак, лекарства)?

А. Захаров: Итоги, на мой взгляд, пока сложно оценивать. С одной стороны, нацеленность на результат, активность всех участников процесса довольно велика. С другой стороны, и вопросов возникает много. Многие из них зависят от специфики товарной группы: есть большая разница, например, в маркировке лекарств, табака и обуви.

Однако, учитывая масштаб задачи по созданию единой системы маркировки, прогресс налицо. Думаю, что все ошибки, недочёты, возникающие на этом этапе, будут учитываться для всех последующих категорий. Уже к концу года следует ожидать, что по следующим запланированным категориям все пойдёт гораздо проще.

R&L: Как вы считаете, как выбираются категории товаров, которые становятся следующими для обязательной маркировки (или пилотных проектов)?

А. Захаров: Они выбираются по трём параметрам, на мой взгляд. Во-первых, товарная группа должна иметь социальную или экономическую значимость. Во-вторых, в рыночном обороте таких товаров должен быть относительно высокий процент нелегальной или некачественной продукции, что обосновывает главную цель введения маркировки – борьбу с контрафактом. И третье – продавцы и производители товарной группы должны быть в какой-то степени готовы к внедрению маркировки. Как правило, выбирается крупная категория, имеющая определённые особенности нанесения средств идентификации, на которой эффективно отрабатываются все процессы.

R&L: Как вы оцениваете трудоёмкость и уровень затрат на обеспечение работы с промаркированным товаром для отдельной компании малых или средних размеров?

А. Захаров: Эти затраты не слишком велики, если судить по предложениям нашей компании. У Такском есть решения как для крупных предприятий, которым нужно печатать большое количество марок, так и для малого бизнеса, которому даже не требуется покупать 2D-сканер: считывать коды можно через камеру смартфона.

Самое тяжёлое для бизнеса – это не финансовые, а временные затраты: надо разобраться, научиться, учесть все нюансы собственных процессов. Время – это деньги, потому что вместо того, чтобы искать новых поставщиков, договариваться о лучших условиях сделок, предприниматели вынуждены решать вопросы, связанные с маркировкой.

В итоге, повторюсь, это принесёт выгоду. Тот же электронный документооборот появился гораздо раньше маркировки, и уже прочно закрепился во многих отраслях, потому что он упрощает отношения с контрагентами.

R&L: Очевидно, что запуск единой системы мониторинга оборота товаров приведёт к повышению нагрузки на бизнес. Вряд ли производители и ритейлеры горят желанием нести полную финансовую нагрузку, связанную с внедрением новой системы. Как это скажется на конечных ценах товаров для потребителя?

А. Захаров: Финансовые сложности могут возникнуть не в связи с заказом кодов маркировки, которые стоят 50 копеек за штуку, а если потребуется существенная технологическая модернизация бизнес-процессов. Только тогда это может вылиться для бизнеса в крупную сумму.

Поэтому минимизировать финансовые затраты бизнеса – это задача, в какой-то степени, оператора ЭДО. Он должен предложить такое решение, которое позволяет минимизировать изменения внутренних бизнес-процессов компаний из-за введения маркировки (внешнее решение по отношению к их внутренним информационным системам). При этом сервис должен быть максимально удобным.

R&L: Информация о маркированных товарах будет передаваться через СЭД, поэтому наличие подобной системы также станет обязательным. Насколько сильное влияние может оказать внедрение системы «Честный ЗНАК» на рынок СЭД?

А. Захаров: Очевидно, что среди участников рынка маркированных товаров много компаний, которые с ЭДО не знакомы в принципе. Поэтому, безусловно, количество участников ЭДО будет увеличиваться, и это окажет существенное влияние на рынок СЭД. По нашим оценкам, количество подключаемых в связи с маркировкой к ЭДО компаний соизмеримо по масштабу с количеством подключаемых компаний к услугам ОФД в связи с прошедшей реформой ККТ в стране.

 

R&L: Как подготовка к вводу системы «Честный ЗНАК» повлияла на работу вашей компании? Готовится ли Такском к полноценному введению системы в ближайшие годы?

А. Захаров: Мы намерены полностью закрыть все потребности, возникающие у бизнеса в связи с маркировкой. Однако нам ещё предстоит большой объем работы, потому что полное понимание того, как бизнес будет адаптировать свои процессы к маркировке, наступит только со временем.

Мы будем смотреть, какие потребности у наших клиентов возникают в большей, какие в меньшей степени, и, исходя из этого, будем дорабатывать функционал наших сервисов.

Мы внимательно следим за происходящим и готовимся быстро и чутко реагировать на любые изменения.